КИИТ МАНААН
Перевод: Маалак
Original story written by: Montgomery E. Crabapple
Возможно, наиболее странный из всех киитов Харака – киит Манаан (Manaan), или «Странники». Хотя кровные узы между Манаани не очень сильны – они могут весьма различаться как в физическом плане, так и в плане исповедуемых традиций – но тем не менее, это одно семейство, особенно для посторонних, кто в течение многих столетий видел в этих кочевниках страшную угрозу благопристойности и морали, незащищенным селениям и достоинству юношей и девушек из хороших семейств.
Антипатию к Манаани достаточно просто объяснить. В течение столетий, когда большинство харакиан было трудолюбивыми земледельцами, цепляясь за жизнь зубами и ногтями, Манаани придерживались традиций кочевого существования. Они путешествовали с места на место, останавливаясь у воды на отдых; если оазис был окружён поселением, Манаани ожидали гостеприимства. Хотя они редко бывали враждебны к земледельцам и городским обывателям, они отвергали любые предложения остепениться и поселиться где-либо. Гонимые жаждой новых открытий и отвращением некоторых харакиан, Манаани никогда не могли оставаться на одном месте надолго – они просто собирали свой нехитрый скарб и шли снова в поход, оставляя безопасность (и рутину тяжёлой работы) в селениях за своей спиной.
Самое раннее историческое упоминание о «Странниках Манаани» восходит к 340 году, когда поселенцы на краю Белой Пустыни (White Desert) жаловались, что на их фермы совершили набег Странники. Согласно сообщению, посланному их Киит-Са, жители этого селения незадолго до этого закрыли ворота перед странствующим киитом, не разрешив им разбить лагерь. Хотя Манаани тогда ушли с миром, они вернулись ночью и лезли через стены буквально сотнями, легко подавляя сопротивление удивленных селян. В конце концов, Манаани были обвинены в краже почти тонны продовольствия и многих сотен человеко-весов воды – которые были, по странному совпадению, немногим больше той дани, которую жители Белой Пустыни должны были преподнести своему Киит-Са в том году.
Рассказ жителей Белой Пустыни был сомнителен по многим причинам, хотя оседлые харакиане верили ему и тогда, и ещё в течение многих столетий. Слухи, что Манаани перебирались через стены «сотнями» являются абсурдными, учитывая факт, что традиционно они никогда не путешествовали группами большими, чем крупное семейство, и в такой группе вряд ли может быть больше 10-12 взрослых мужчин. Встретить «сотни» Манаани можно было лишь на Сборище (Gathering) – ежегодной встрече в песках Ферин Ша (Ferin Sha), «Землях Праздника» ("The Dancing Ground"). Но Ферин Ша был более чем в двустах милях от Белой пустыни, и целью такого Сбора было бы празднование и веселье, но никак не убийства и грабежи. Любые бои были запрещены в Ферин Ша – осквернить святую землю пролитой кровью было самым строгим запретом Манаани.
Так что же, для давней репутации Манаани как воров не было никаких оснований? К сожалению, нет. Хотя большинство Манаани никогда не жили набегами, были всё же и такие, что путешествовали большими отрядами и могли при случае прихватить несколько бочек с водой. Многие путешественники были, вероятно, виновны в небольших хищениях время от времени, карманничестве или кражах с полей в ночи. Но основной вопрос не в том, были Манаани ворами или нет, а почему, если многие считали их ворами, большинство селений открывали пред ними ворота? Ответ можно дать одним словом – развлечения.
Манаани всегда были торговцами, но до Большого переселения они никогда не конкурировали с известными среди северных поселений купцами – по крайней мере, в торговле основными товарами. Чтобы выжить, странники должны были принести жителям селений нечто особенное – какие-либо дорогие или экзотические товары в этой области. Это могли быть, например, лекарства или дурманящие зелья, которые можно было достать только в отдаленных областях. Но чаще караванам Манаани разрешалось входить в селения с другим, менее материальным, но не менее ценным товаром: музыка, смех и зрелища, которые могли бы сделать перерыв в нелёгкой и полной трудов жизни пустынных земледельцев. В течение многих лет Киит Манаан запомнился своим остроумием и способностью развлекать оседлых харакиан. Певцы и поэты, фокусники, танцоры и актёры – в этом не было ничего плохого, но наутро ваш кошелёк мог запросто оказаться пустым, а ваша пятнадцатилетняя дочь – исчезнуть.
После того, как началось Великое переселение, существование Манаани решительно изменилось. Хотя они и не играли важной роли в Первом переселении, маленький киит странников сопровождал Пакту на песчаных парусниках, которые покинули Альбегиидо в 490 году. Большинство из них возвратились на север в 497 году, на своих новых трёхмачтовых кораблях. Манаани сделали много усовершенствований первоначальной конструкции и большинстве своём перешли на новый способ путешествий.
В начале Еретических Войн Манаани, всё ещё живущие на севере, сполна ощутили на себе террор со стороны Сииддим и Гаалсиен, так как их вольный и весёлый образ жизни был религиозно неприятен обоим великим киитам. Одним из немноих мнений, в чём противники были единодушны, так это то, что киит Манаан был мерзостью пред очами Саджуука. Последнее празднование в Ферин Ша было проведено в 513 году, когда армия Сииддим напала на Земли Праздника и вырезала многих празднующих.
После резни в Ферин Ша большинство оставшихся в живых Манаани взялись за парус и меч. Налётчики киита Манаан, когда-то в значительной степени миф, стали ужасной и неумолимой действительностью для поселений Сииддим, расположенных у границ пустыни. Никто не чувствовал себя в безопасности от пиратских парусников, и силуэты мачт на горизонте вызывали ужас и панику. В течение столетия, однако, Манаани исчерпали жажду кровопролития, и они начали использовать корабли для более выгодных предприятий. Когда в конце 656 года глава их Киит-Са, Йора Манаан (Jora Manaan), объявила, что война с Сииддим окончена, Манаани основали новые Земли Праздника близ южных владений Пакту, и их флот был полностью задействован в торговле.
Пытливый Дух Манаани жив и поныне. Киит Манаан всё ещё владеет огромными богатствами, и известен своими дипломатами и государственными деятелями. Манаани также хороши в роли пилотов разведывательных кораблей и испытателей новых технологий. Быть первыми, видеть то, что никто до сих пор не видел – это всё ещё глубоко в их крови.